Социокультурное развитие подрастающего поколения через изучение родного края
ДВИГУБСКИЙ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ (1771/72–1840), ботаник, ректор Московского университета (1826–1833). Родился в г. Короче в семье священника. Здесь прошло его детство. Окончил Харьковский коллегиум. Был оставлен в нем учителем риторики. В 1796 г. окончил Московский университет, а в 1802 г. защитил докторскую диссертацию. Четыре года провел в командировке за границей: слушал лекции в Париже, Геттингене, Вене, вел экспериментальную работу в лабораториях. И. А. Двигубский составил первый определитель дикорастущей флоры Московской губернии и определитель отечественных лекарственных растений в 4-х частях. Ему принадлежит первая попытка полного описания русской фауны. В 1836–1840 гг. он составил 12-томную энциклопедию практических сведений по сельскому хозяйству и домоводству. Им был написан один из первых русских учебников физики. В течение десяти лет (1820–1830) в Москве выходил журнал «Новый магазин естественной истории, физики и сведений экономических», издаваемый Иваном Двигубским, который знакомил с новейшими достижениями мировой науки. Умер в Кашире под Москвой.
ДЕГТЯРЕВ СТЕПАН АНИКИЕВИЧ (1766–1813), русский дирижер и композитор. Родился в слободе Борисовка в семье крепостных графа Шереметева. В 1773 г. его вместе с другими наиболее одаренными детьми отправили в Москву, в графскую хоровую капеллу. Когда в капелле выявилась редкая природная одаренность мальчика, граф решил дать ему отличное музыкальное и общее образование. С. Дегтярев изучал русскую словесность и языки в Московском университете. В качестве хориста, солиста оперы много выступал в капелле Шереметева, был руководителем его музыкального театра, капельмейстером и учителем пения. Один из видных композиторов доглинкинской эпохи. Ему принадлежат 60 концертов и первые русские оратории. Наиболее известная среди них – оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» – впервые исполнялась в Москве 9 марта 1811 г. В последние месяцы жизни работал над новой ораторией «Торжество России, или Истребление врагов ее и бегство Наполеона», но закончить ее не успел. Умер 23 апреля 1813 г.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, (от лат. deco – украшаю) – широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни. Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРКИ И БОТАНИЧЕСКИЕ САДЫ, являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.
ДЕНЬГИ особый товар, который: 1) принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги, 2) позволяет единообразно соизмерить все товары для нужд и учета, а также 3) дает возможность сохранить и накопить часть текущих доходов в форме сбережений.
ДЕФИЦИТ, ситуация на рынке, когда покупатели при существующем уровне цены готовы купить больший объем товаров, чем продавцы при такой цене согласны предложить к продаже.
ДИЗАЙН, деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн автомобиля»). Слово дизайн (от англ. design – проект, чертеж, проектирование) появилось в XVI веке и однозначно употреблялось во всей Европе. Итальянское выражение «disegnointero» означало рожденную у художника и внушенную Богом идею – концепцию произведения искусства. Оксфордский словарь 1588 г. дает следующую интерпретацию этого слова: «задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства». В сентябре 1969 г. на конгрессе Международного совета организаций по дизайну было принято следующее определение: «Под термином дизайн понимается творческая деятельность, цель которой определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения как изготовителя, так и потребителя». В середине XX в. в профессиональном лексиконе для обозначения формообразования в условиях индустриального производства употреблялось понятие «индустриальный дизайн». Тем самым подчеркивалась его неразрывная связь с промышленным производством и конкретизировалась многозначность термина «дизайн». Затем в конце XX в. проектно-художественную деятельность в области индустриального формообразования стали называть более кратко – «дизайн». Современное представление о дизайне в цивилизованном мире рассматривается гораздо шире, чем промышленное проектирование. И действительно, в любой области созидательной деятельности человека, будь то искусство, строительство или политика, мы сталкиваемся с понятием дизайна.
ДОЛГОТА, угол между плоскостью меридиана, проходящего через данную точку, и плоскостью начального нулевого меридиана, от которого ведётся счёт долготы. Сейчас на Земле за нулевой меридиан принят тот, что проходит через старую обсерваторию в Гринвиче, на юго-востоке Лондона, и поэтому он называется Гринвичским меридианом. Долготы от 0 до 180° к востоку от нулевого меридиана называют восточными, к западу – западными. Восточные долготы принято считать положительными, западные – отрицательными. Следует подчеркнуть, что, в отличие от широты, для системы долгот выбор начала отсчёта (нулевого меридиана) произволен и зависит только от соглашения. Так, кроме Гринвича, в качестве нулевого ранее выбирались меридианы обсерваторий Парижа, Кадиса, Пулково (на территории Российской империи) и т. д. От долготы зависит местное время.
ДРЕНЯКИН АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ (точные даты рождения и смерти не установлены), член-сотрудник Императорского русского географического общества. Автор историко-статистического очерка «Белгород с уездом», изданного в г. Харькове в 1882 г. и переизданного там же в 1886 г. В этой книге содержатся ценные сведения по истории Белгорода и Белгородского уезда, составлен полный список митрополитов и епископов Белгородско-Обоянской и Курско-Белгородской епархий, списки монастырей и цepквей Белгорода и уезда, учебных заведений с краткими историческими справками о них. В «Статистическом отделе» приведены таблицы с данными о числе жителей в Белгороде и Белгородском уезде, заводах, почте и телеграфе, составе городского сословия, деление Белгородского уезда на станы, волости и мировые участки на 1 января 1882 г.
ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР, специализированное место сосредоточения деятельности по духовно-нравственному воспитанию и духовному просвещению населения. Деятельность духовно-просветительских центров направлена на оказание разносторонней церковно-педагогической помощи путём создания социокультурной среды, ориентированной на традиционные ценности отечественной культуры, основанной на православии.
ДЫМОВ СТАНИСЛАВ ФЕДОРОВИЧ (1952), художник, член Союза художников России, председатель Белгородского регионального отделения Всероссийской творческой организации Союза художников России. Родился в 1952 г. в Акимовском районе Запорожской области. Окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище г. Хотьково Московской области. Работает в технике масляной живописи в жанре пейзажа, портрета, натюрморта, жанровой композиции, а также в области книжной иллюстрации, росписи, художественного проектирования, дизайна интерьеров. Произведения С. Ф. Дымова находятся в собственности Белгородского государственного художественного музея, Литературного музея Белгорода, Пушкинской библиотеки-музея, в частных коллекциях в городах России и за рубежом.