Социокультурное развитие подрастающего поколения через изучение родного края
МАМОНТОВ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ, (1928), художник, член Союза художников России, заслуженный художник России. Родился в 1928 г. в деревне Островецкая Архангельской области. Окончил Харьковское художественное училище и Харьковский государственный художественный институт. С 1962 г. живет в Белгороде. В 1968 г. избран первым председателем Белгородской организации Союза художников. Работал главным художником Белгородского государственного академического драматического театра им. Щепкина (оформил более 60 спектаклей), директором Белгородского отделения Российского фонда культуры. Участник областных, зональных, республиканских, всесоюзных, всероссийских художественных выставок. Работает в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета, тематической картины. При его непосредственном участии в Белгороде была создана детская художественная школа, где он преподавал в течение ряда лет. За творческий вклад в развитие изобразительного искусства награжден медалью «За доблестный труд, медалью «За заслуги перед землей Белгородской» II степени. Произведения художника находятся в собственности Белгородского государственного художественного музея, Белгородского государственного историко-краеведческого музея, музея театрального искусства им. А. А. Бахрушина, в запасниках Министерства культуры РФ.
МЕЗОЛИТ, (др.-греч. μέσος – средний + λίθος – камень), средний каменный век – период между палеолитом и неолитом. В отношении современных мезолитических культур, которые, в отличие от европейского мезолита, не затронуло окончание ледниковой эпохи, часто используется термин «эпипалеолит». Датировка мезолита варьируется в зависимости от региона. На Ближнем Востоке он начался раньше всего, около 15 тыс. лет до н. э., на большей части Европы мезолит был сменён неолитом около 6–5 тыс. лет до н. э., дольше всего он сохранялся в районе Балтийского моря и Финского залива (кампинийская культура). Начало мезолита связано с окончанием последнего оледенения в Европе и исчезновением мегафауны, что вызвало пищевой кризис и затронуло большинство культур европейского региона. Важнейшими достижениями мезолита стало изобретение лука и стрел и приручение животных. Собаки использовались для охоты и охраны жилища. Эта эпоха характеризуется небольшими составными орудиями из кремня (микролиты, характерно использование техники микрорезца). В некоторых местах сохранились также рыболовные сети, каменные тесла и деревянные предметы, такие как каноэ и плоты. Активно развивались ремёсла, не носившие в палеолите систематического характера (изготовление корзин, предметов одежды). Тем не менее охота, рыболовство и собирательство всё ещё играли доминирующую роль.
МЕЛ, осадочная горная порода белого цвета, мягкая и рассыпчатая, нерастворимая в воде, органического (зоогенного) происхождения. Основу химического состава мела составляет карбонат кальция с небольшим количеством карбоната магния, но обычно присутствует и некарбонатная часть, в основном оксиды металлов. В меле обычно находится незначительная примесь мельчайших зёрен кварца и микроскопические псевдоморфозы кальцита по ископаемым морским организмам (радиолярии и др.) Нередко встречаются крупные окаменелости мелового периода: белемниты, аммониты и др.
МЕМУАРЫ, (фр. mémoires, буквально «воспоминания»), записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого. Мемуары не тождественны ни автобиографии, ни хронике событий, хотя в обиходе эти понятия могут использоваться как синонимы. Мемуарист пытается осмыслить исторический контекст собственной жизни, описывает свои действия как часть общего исторического процесса. Отдельные мемуары обладают незаурядными литературными достоинствами. Беллетризованные записки С. Аксакова, Л. Толстого, А. Белого, Г. Иванова, В. Набокова и других крупных писателей более значимы с литературной точки зрения, чем с исторической. В автобиографической трилогии Толстого и у Достоевского в «Записках из Мёртвого дома», несмотря на очевидную перекличку описываемых событий с перипетиями жизни писателей, расстояние между автором и повествователем подчёркнуто тем, что рассказчику дана вымышленная фамилия. В то же время многотомные автобиографические сочинения таких писателей, как Шатобриан («Замогильные записки») и Герцен («Былое и думы»), претендуют на объективность. Эти авторы рисуют широкую панораму современной им частной и общественной жизни наподобие «романа-потока».
МЕСТНОЕ ВРЕМЯ, время, определяемое для данного места на Земле; зависит от географической долготы места и одинаково для всех точек на одном меридиане. В быту местное время часто неправильно называют поясное время.
МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ, (от лат. migratio – переселение) перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время. Выделяется внешняя миграция (эмиграция и иммиграция) и внутренняя миграция. Внешняя миграция связана с пересечением государственной границы, внутренняя – с перемещениями между населенными пунктами, административными районами и т.д.
МОЛЧАНОВ ВЛАДИМИР ЕФИМОВИЧ, (1947), писатель, член Союза писателей России, председатель Белгородского регионального отделения Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ, лауреат III Всероссийской литературно-патриотической премии «Прохоровское поле». Родился 9 февраля 1947 г. в станице Ильской Северского района Краснодарского края. В сентябре 1954 г. семья Молчановых перебралась в село Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области. Окончил Воронежский государственный университет. Автор книг «Сирень», «Родство», «Минута тишины», «Подснежники», «Моя фамилия», «Посвящение», «Другие времена», «Звени осенняя строка», «Село мое вербное» и др.; сборников песен и романсов «Звезда вечерняя», «Белгородские улицы»; сборников литературных баек «Подозрительный чай» и «Приятного аппетита». За литературную и общественную деятельность награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью Русской Православной Церкви святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, медалью «За заслуги перед землей Белгородской» II степени.
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА, многоуровневая система, включающая различные виды и жанры музыкального искусства, композиторское и исполнительское творчество, концертные, театральные и музыкально-образовательные учреждения, музыкальные общества, клубы, кружки, бытовое и домашнее музицирование.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР, музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение. Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства. Одна из главных ветвей, которую обычно сравнивают с музыкой популярной и академической. Существует также определение термина «народная музыка» – традиционная музыка отдельно взятого народа или культуры.